Misha Koskov (misha_koskov) wrote,
Misha Koskov
misha_koskov

Categories:

Путешествие. Часть 2. парк Нагасако, западная часть

Итак, мы с вами входим на территорию парка Нагасако и осматриваем расположенные здесь памятники.


Та часть, которая нас интересует, это кенота́фы (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила), т.е. — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, символическая могила. Если смотреть даты установки, видно, что первоначально монументы Нагасако посвящались исключительно кораблям Императорского флота, как безвозвратно погибшим, так и понесшим в результате тех или иных событий ощутимые потери в экипаже. Однако, со временем, на территории парка были установлены во-первых, памятники в честь кораблей Императорского флота вообще, т.е. своего рода памятный знак именно посвященный кораблю (дань памяти ветеранов экипажа) - пример: памятник крейсеру «Касима», прошедшему войну и разобранному в 1947 г., а также памятники всевозможным частям и подразделениям, структурно подчиненным флоту: авиагруппы, охранные и строительные отряды, тыловые и базовые службы и т.п. Отдельно можно выделить памятники погибшим военнослужащим флота в конкретно указанных кампаниях.

Когда мы будем изучать памятники, обратите внимание на два момента.
Первый. Фото с официального сайта парка мельче и более блеклые. Я их вставлял, там где у меня не было более качественного вида. Любительские крупнее, а главное - сделаны после дождя, когда камень обелисков играет совершенно другими красками. Помимо того, эти две группы фотографий сделаны в разные сезоны, что также сказывается на качестве запечатленного растительного убранства парка.
Второй. Все памятники, независимо от времени установки, я разделил бы на «богатые», сделанные с чувством и выдумкой, и более скромные, «бюджетные» что ли. Ну, кладбище, оно и есть. Надо иметь ввиду, что все монументы заказывались живыми людьми, ветеранами, членами семей погибших, общественными организациями и т.п. Отсюда и существенная, очевидная разница в бюджетах проектов. Причем, сплошь и рядом, размер и вид памятника никак не связан с классом боевого корабля. Т.е. памятник эсминцу может быть принципиально круче памятника авианосцу.
Везде я буду указывать дату установки памятника. Ниже объясню - зачем. Ну и его номер, который будет соответствовать схеме парка.

Выше я сказал: «Та часть, которая нас интересует,...», потому, что на территории парка Нагасако есть персональные захоронения людей. Об одном таком расскажу обязательно.
Вперед!

№1. Тяжелый крейсер «Могами» (1934). Погиб 25.10.1944. Памятник установлен 07.04.1974.
Любопытно отметить, что из «похороненных» в Нагасако 8 ТКР (четыре типа «Могами», четыре типов «Фурутака»-«Аоба») только «Могами» на схеме у входа назван «тяжелым крейсером» - 重巡. Остальные обозначены, как «корабль» - 軍艦.

Здесь и далее обратите внимание на структуру надписей на большинстве обелисков. Она весьма своеобразна:
重巡 最上 Тяжелый крейсер «Могами»
戦没者 погибшим
慰霊碑 кенотаф
Ну, перевод сопряжения слов фразы - условный, правильно подскажут знатоки японского. Я хотел обратить ваше внимание лишь на то, что на обелисках слова «кенотаф» (慰霊碑), «это памятник павшим» (者之碑) и т.п. даны по центру и крупно, а название кораблей (частей, подразделений) - часто мелко, в уголочке, что может поначалу вызывать сложности при идентификации.
Большие массивы рядов кандзи группами по 4 знака на отдельных досках - стойкое подозрение, что это списки погибших. Будет время - поразбираюсь. Есть крупные, читаемые фото.

№2. Кайбокан CD82 (1944). Погиб 10.08.1945. Памятник установлен 10.08.1972.
Здесь и неоднократно далее - на памятнике символ Императорского флота: якорь и цветок сакуры.

Также обратите внимание: верхняя строчка написания
第八十二号 海防艦 戦没 者
номер 82 дан прописью 八十二, что в свою очередь может усложнять понимание написанного.
Поднимем взгляд, выше - памятник линкору «Фусо». Красный цилиндр - то ли кнехт, то ли причальная тумба.

№3. Линкор Фусо (1915). Погиб 25.10.1944. Памятник установлен 22.09.1980.
Эти таблицы - за обелиском - про них разговор. Списки погибших скорее всего.
Справа от нас по ступенькам вверх - одна из групп могил людей, похороненных на территории комплекса.
Мы на самом верху склона. За заборчиком - уже жилой квартал.

Поднимемся за стелу «Фусо». Отсюда превосходный вид на западную часть парка.

Видно, насколько аккуратно комплекс вписан в рельеф. Террасы сами по себе подобны нагромождению мостиков крупного японского боевого корабля. У большинства памятников - флагштоки-мачты. Можно не сомневаться, по праздникам здесь реют флаги. Внизу виден плац, за ним небольшое сиренево-коричневое здание, там внутри есть выставка с фотографиями и описаниями всех «похороненных» в Нагасако кораблей.
Дальше территория парка уходит под кроны деревьев. Там не меньше половины территории.

№4. Мемориал 531-го морского авиакорпуса. Памятник установлен 17.06.1972.
Опять - крупно 慰霊碑 «кенотаф», а кому установлено - меленько в уголке.

№5. Линкор «Исэ» (1917). Погиб 28.07.1945. Памятник установлен 25.10.1970.
Оформление могучее, монументальное. Линкоровское.

Вернитесь к «Фусо» и увидите интересную штуку. Хотя четыре линкора на схеме указаны вместе, «Фусо» и «Ямато» - «линкоры» - 戦艦, а «Исэ» и «Хьюга» - «корабли» - 軍艦.

№6. Тяжелый крейсер «Судзуя» (1934). Погиб 25.10.1944. Памятник установлен 23.10.1977.
Вверху написано: корабль «Судзуя» - 軍艦鈴谷, внизу, как-то виновато, тяжелый крейсер «Судзуя» - 重巡鈴谷.

Обратите внимание на «плывущие хризантемы» справа и слева от фото корабля.

№7. Транспорт снабжения ( у японцев - кудряво: "секретный военный корабль" - 特務艦) «Мамия» (1924). Погиб 21.12.1944. Памятник установлен 20.11.1983.


№8. Легкий крейсер «Касима» (1940). Как я уже говорил, корабль пережил войну, был разобран в 1947 г. Памятник установлен 22.09.1989.

Здесь и далее: чёрный гранит «играет» только мокрым. В сухом виде памятник имеет вид пыльный и простецкий.

№9. Крейсер «Кохэй» (1893), бывш. «Гуанбин».

Корабль Бэйянской эскадры, был заблокирован в начале 1895 г. в бухте Вэйхайвэй. Участвовал в обстрелах японских войск, нес дозорную службу. После капитуляции эскадры «Гуанбин» вместе со всеми уцелевшими кораблями Бэйянского флота был передан японцам. В Императорском флоте «Гуанбин» сохранил свое старое название, которое по-японски произносилось как «Кохэй», но служил лишь короткое время. В декабре 1895 г. «Кохэй» потерпел кораблекрушение вблизи порта Магун на оккупированных Японией островах Пэнху и затонул. Памятник установлен в мае 1896.

Монумент не так богат, как красив за счет уникального зеленоватого камня со странной насечкой по краю, которая (на мой взгляд) может быть как природной, так и следом от откалывания камня каменотесами.


№10. Корабль «Тенрю» (1885). Вот мы и добрались до того момента, когда дата установки памятника играет роль в идентификации корабля. Потому что в данном случае речь идет о корвете, корабле береговой обороны третьего класса. А на схеме читаем: 軍艦天龍 - корабль «Тенрю», и гадай, не крейсер ли это 1919 года постройки.

Поводом для установки памятника (памятник установлен 23.07.1898) , вероятнее всего послужил сильный пожар, возникший на корабле в ноябре 1897. После корабль был восстановлен и находился в строю до 1911 г.

Хорошо видно, как старый обелиск «Тенрю» отличается от более новых монументов - «Мамия» и «Касима», стоящих за ним.


№11. Мемориал 32-го специального базового отряда. Памятник установлен 06.06.1981.

№12. Памятнику крейсеру «Агано» (1942, погиб 15.02.1944) уделим чуть больше внимания. Монумент установлен 12.10.1974.

К слову сказать, из памятников легким крейсерам в парке Нагасако, только «Агано» назван «крейсером» - 巡洋艦, остальные - «корабли» 軍艦.

Памятник замечателен тем, что, по сути, является мемориалом всей 10-й эскадре эсминцев, флагманом которой являлся «Агано». Их названия начертаны на столбиках ограждения монумента флагману. Все ветра 風 - типа «Кагеро», все луны 月 - типа «Акидзуки». На всех фото читаем от левой надписи к правой.

«Судзуцуки» 涼月, «Акидзуки» 秋月, «Таникадзе» 谷風, «Исокадзе» 磯風

«Хацукадзе» 初風, «Юкикадзе» 雪風, «Араси» 嵐, «Маикадзе» 舞風

«Акидзуки» 秋月, «Хацудзуки» 初月, «Исокадзе» 磯風, «Хамакадзе» 浜風

«Юкикадзе» 雪風, «Токицукадзе» 時津風, «Маикадзе» 舞風, «Хагикадзе»萩風
Подписи меленькими знаками - номера дивизионов эсминцев 10 ЭЭМ.

С площадки памятника - отличный вид вниз на западный вход в парк.


№13. Эсминец «Кагеро» (1938) типа «Кагеро». Погиб 8.05.1943. Памятник установлен 11.05.1980.

Интересное исключение в оформлении монумента:
Вверху маленькими: 駆逐艦 эсминец
Посредине большими: 陽炎之碑 «Кагеро» это памятник (Это памятник «Кагеро»)

№14. Памятник павшим на о. Шортленд. Установлен 04.09.1971.
На острове Шортленд была стоянка японских кораблей и последний пост перед Гуадалканалом.
Обратите внимание на запись топонима катаканой.

№15. Линкор Ямато (1941). Погиб 7.04.1945. Памятник установлен 07.04.1979.

В отличие от «Исэ» и «Хиьюги», «Ямато» - «линкор» - 戦艦.
Полагаю, вид монумента здесь в полной мере соответствует статусу корабля.


Дальше:
http://misha-koskov.livejournal.com/22400.html

Начало здесь:
http://misha-koskov.livejournal.com/21428.html
http://misha-koskov.livejournal.com/22639.html
Tags: ijn, Япония, музеи, памятник
Subscribe

  • Звезды адмирала Нимица

    Человек, отличающийся от окружающих при жизни, зачастую оказывается отличным от них и по её завершению. "Адмирал Нимиц знал, что он имеет право на…

  • Доброе, вечное

    Вдогонку (я бы даже сказал: в кильватер) записи уважаемого sergiovillaggio. Я эту серию в бумаге начал собирать в 1977. Торкнуло меня…

  • И я им всё простил

    Пусть и не так подробно, как хотелось бы, но я уже достаточно знаком с кухней издательского мира. Однако, время от времени возникают ситуации,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments